Тело Ленина собственность государства

По закону тело умершего человека передается ближайшим родственникам (или душеприказчику, если есть соответствующее юридически оформленное завещание), которые должны провести захоронение. При отсутствии родственников (а также в случае смерти некоторых категорий преступников) труп считается “собственностью” государства.

У В.И.Ульянова, естественно, уже нет живых близких людей, единолично имеющих право претендовать на совершение обряда погребения. Более того, бальзамирование тела Ленина и его помещение в Мавзолей в свое время было оформлено вполне правомерными законодательными актами. Очевидно, что и любое изменение статуса покойного должно сопровождаться достаточными законными основаниями. Такова юридическая сторона вопроса.

Теперь попробуем разобраться с аргументами, так сказать, этического характера.

Явно нравственно-спекулятивным следует признать требования захоронить Ленина “по христианскому обычаю”.

Во-первых, всем известно, что он был атеистом, воинствующим атеистом и потому отправление над его телом какого-либо религиозного обряда равнозначно насилию, глумлению над трупом, как, например, если бы мусульманина сожгли в крематории. А с другой стороны, нынешнее положение праха Ленина не находится в противоречии со многими религиозными традициями. Вспомним мощи святых, склепы... Сам мавзолей изобрели не мы, где в гробницах (в нашем случае - в прозрачной гробнице) лежат покойники. Вообще, в различных этнокультурах существует огромное разнообразие погребальных обрядов. Для Владимира Ильича исторически сложилось так, что именно советский Мавзолей стал его фактической могилой. Плохо это или хорошо? Может быть начнем дискутировать, что лучше: закопать в катакомбе, утопить в океане, бросить в степи, отправить по морскому течению на льдине, оставить на съедение птицам - это далеко не полный, и не самый экзотический, перечень способов похорон, принятых у разных народов.

Во-вторых, смущает откровенное лицемерие большинства подобных “христианских” предложений, где часто под дешевым морализаторством плохо скрывается совсем другой интерес.

Тело Владимира Ильича Ленина до смерти было человеком, а после смерти превратилось в политический символ. Наше государство не проповедует идеологию революционного коммунизма, но само общество в этом отношении отнюдь не однородно. Достаточно многочисленны еще слои населения, воспринимающие тело Ленина как святыню (и не только в России). И его ликвидацию они, несомненно, воспримут тягчайшей обидой. Но правда и в другом - многие, наоборот, считают для себя оскорблением сам факт существования этого тела.

Таким образом, хотим мы того или нет, любой разговор о “теле Ленина” еще долго будет иметь под собой политическую подоплеку!

Мы, конечно, отдаем себе отчет, что тело Ленина кроме политического символа представляет собой также исторический и культурный памятник. Памятник той истории и той культуры, которая в течение нескольких поколений культивировалась в стране. “Тело Ленина” это и уникальный научный эксперимент, и своеобразная достопримечательность России, и объект возможного коммерческого использования.

Но главное в том, что вопрос о теле Вождя мирового пролетариата - вопрос политический и должен быть решен политическим путем. И не следует напускать на него “нравственную” или “религиозную” дымовую завесу!

Необходимо отвергнуть крайние, радикальные предложения. Тело Ленина не должно быть уничтожено. Это напоминало бы экстремистскую традицию ниспровержения памятников и осквернения могил. Но надо признать и аргумент, согласно которому тело Ленина не может находиться на главной площади страны. Красная Площадь призвана служить символом единства, братства, прощения и примирения российского народа.

Почему бы по специальному соглашению не передать тело Ленина (и все внутреннее содержимое Мавзолея) Коммунистической партии Российской Федерации на сохранение (и определенное договором использование). Парламентская партия “КПРФ” идеологически близка к ВКП(б) и КПСС и наиболее настойчиво высказывается за сохранение тела Ленина.

Если КПРФ не захочет или будет не в состоянии взять на себя обязанность по содержанию тела Ленина, эту функцию наверняка согласятся принять на конкурсной основе другие многие организации.

г.Смоленск, 11.04.2006г.

Ермолай Николаев

на главную

полемические заметки

Hosted by uCoz