К 100-летию рождения Дальней Авиации (1914-2014)

на главную

музеи

музеи школы № 16  

Всё ближе подходит дата 100-летие со дня зарождения тяжёлой (дальней) авиации, всё чаще в средствах массовой информации уделяется внимание целому ряду вопросов, касающихся организационной структуры, боеготовности и качественному составу самолётного парка Дальней Авиации (ДА).

Редко, но всё же отмечаются юбилейные даты первых руководителей и организаторов частей ДА. Например, очень скромно и не везде был отмечен 100-летний юбилей одного из основоположников становления ДА - Главного маршала авиации А.Е.Голованова и др.

Несмотря на многочисленность ДА в период Великой Отечественной войны, большой объём выполненных боевых задач ею, в стране очень мало музеев или экспозиций, посвящённых деятельности ДА. Например, в Смоленске зарождавшийся музей в 70-90 годы прошлого столетия так и не стал действительно пособием патриотического воспитания не только молодёжи, но и ветеранов. Хотя поводов для этого более чем достаточно.

* Смоленск является одним из городов зарождения дальней авиации. В Смоленске размещался штаб 3-го БАК (бомбардировочного авиационного корпуса), являвшегося наиболее боеспособным соединением ДВА (командир полковник Скрипко). На Смоленщине базировалось шесть тяжелобомбардировочных полков самолётов ТБ-3 и ДБ-Зф.

* Алехнович Г.В., уроженец г.Смоленска, один из первых освоил самолёт “Илья Муромец” (командир корабля № 5), служил в Смоленске (полк размещался в Нарвских казармах — Городок Коминтерна) и первые полёты на самолётах Фарман производил здесь же.

* Первый командующий Дальней Авиацией, Главный маршал авиации А.Е.Голованов начал свою службу в Вооружённых Силах с командования 212 тбап, базировавшемся на Смоленском аэродроме.

Полк одним из первых стал осваивать полёты ночью и в сложных метеоусловиях с использованием радиотехнических средств.

* С 20-х годов прошлого столетия в Смоленске действует предприятие авиационной промышленности. Сначала в виде авиамастерских, а в настоящее время крупный авиационный завод, выпускающий современные самолёты.

* Смоленский аэроклуб до войны являлся кузницей авиационных кадров. В нём первую лётную путёвку в дальнюю авиацию получили многие авиаторы, ставшие потом руководителями крупных объединений (генералы Шиханов А.В., Василевский А.И. и др.).

Аэроклуб воспитал 19 Героев Советского Союза, а двое из них удостоены этого звания дважды. 67 авиаторов — Героев Советского Союза родились на Смоленщине.

* В Смоленске после войны размещался штаб одной из Воздушных Армий Дальней Авиации, которым руководили такие военачальники, как генералы Счётчиков, Николаенко, Добыш, Бирюков, Драгомерецкий, Безбоков, Гончаренко, Тараканов, Константинов, Столяров.

Смоленская армия Дальней Авиации, под командованием генерал-лейтенанта Ф.И.Добыша, первой в дальней авиации начала осваивать Арктику, создавая ледовые и тундровые аэродромы, обустраивая их и организуя с них боевую тренировку частей Дальней Авиации.

Под руководством Ф.И.Добыша, на базе авиационных частей армии, начал готовиться новый вид вооружённых сил — Ракетные войска.

* Смоленская воздушная армия и, вообще, вся Дальняя авиация является зачинателем многих задач, повышающих обороноспособность наших Вооружённых Сил.

В годы Великой Отечественной войны Дальняя Авиация воспитала плеяду отличившихся воинов, ставших героями Советского Союза (свыше 300 человек, а 6 из них - дважды).

В Дальней авиации воспитывались люди мощные духом, ставшие светилами героизма и отваги.

Капитан Гастелло из полка, базировавшегося на одном из аэродромов Смоленщины, прежде чем вылететь в свой знаменитый огненный полёт по нанесению удара по автомотоколонне противника в районе Молодечно, сбил над аэродромом немецкий бомбардировщик Ю-88, пытавшийся бомбить аэродром полка.

28 августа 1941 года экипаж одного из полков Смоленской армии в составе мл. лейтенанта Вдовенко И.Т. и штурмана лейтенанта Гомоненко Н.В. направил свой подбитый самолёт на переправу противника через р.Днепр и ценой своей жизни разрушил её.

Более 30 огневых наземных таранов совершили лётчики экипажей Дальней Авиации.

* За успешное выполнение боевых задач частями ДА в Смоленской наступательной операции 1943 года получили почётное наименование “Смоленских” два авиационных корпуса, авиационная дивизия и пять гвардейских авиационных полков, а Рославльских - три гвардейских авиаполка ДА.

На территории Смоленщины зародился французский полк “Нормандия-Неман”.

* Ратные подвиги авиаторов частей ДА позволили не только удержать врага в первые годы Великой Отечественной войны, но и обеспечить перелом, а потом и Победу.

* В годы “холодной” войны ДА сумела догнать и перегнать США и обеспечить паритет в атомном противостоянии.

* Россия - великая авиационная держава, а ДА является одним из мощных рычагов сдерживания в международных отношениях.

* В мирное время ДА является не только участницей полётов на дальность, но и рекордсменом мира по полётам на сверхдальние дистанции, высотность, перевозке грузов и т.д.

* Части Смоленской воздушной армии использовались для оказания помощи кораблям, терпящим бедствие в далёких океанах и объектам на суше. Оказывали помощь странам интернационалистам.

* Экипажи Смоленской армии первыми участвовали в полётах по испытанию ядерного оружия, а штурман, первый сбросивший атомную бомбу на полигоне, полковник Б.Д.Давыдов живёт в Смоленске.

* Созданные 300-тонные стратегические бомбардировщики, новые средства поражения и обеспечения в настоящее время являются передовыми в мире.

* Дисциплинированность, отвага, преданность порученному делу и любовь к Родине обеспечили целому ряду экипажей ДА и Смоленской армии ценою своей жизни спасти людей, уводя горящие самолёты от населённых пунктов, а экипажи нашей армии (подполковники В.С.Оськин и Ю.М.Дейнеко) спасли целые районы от экологической катастрофы.

Всё это далеко не полный перечень материалов о ратных подвигах и буднях личного состава частей Смоленской воздушной армии и ДА в целом. Всё это требует тщательного сбора, анализа и оформления в надлежащем месте.

Нужно помещение, нужна инициативная группа, организационный комитет и содействие финансовых органов.

Средства массовой информации в своих изданиях должны показать, что Смоленщина в жизнь страны и её обороноспособность внесла далеко не последний вклад в вопросах зарождения и развития нашей авиации. Нужны телевизионные и радиопередачи, проведение бесед и вечеров воспоминаний с привлечением ветеранов авиации, специалистов науки и техники, историков и краеведов, выставок и подборок в библиотеках.

Всё это должно исходить из одного органа. И этим органом может стать музей истории Дальней авиации, 100-летие которой не за горами. Созданы музеи военно-морского флота, танковой армии, ракетных войск. Но, к сожалению, музея ДА пока нет.

Когда-то создавался он в городке Коминтерна под руководством 46 Воздушной армией ДА, но с расформированием армии помещение было передано городским властям, а экспонаты исчезли.

В настоящее время имеется единственный школьный музей с тематикой Дальней Авиации в средней школе № 16 (ул.Попова, 10-а), созданный по инициативе ветеранов Лаврентьева А.И. и Лилина А.В.

Основой школьного музея является деятельность дальней авиации в предвоенный период и военное лихолетье, показано мужество и героизм лётного и инженерного состава, как в операциях войны, так и в послевоенный период. Музеем проводится большая военно-патриотическая работа среди учащихся не только 16 средней школы, но и других, а также и с ветеранами.

На базе экспонатов музея проводятся методические сборы с преподавателями школы и руководителями музеев других школ. Отмечаются события из жизни Дальней Авиации и других родов войск. Например, 5 апреля 2005 года в школе ко Дню космонавтики была оформлена большая экспозиция и организована встреча с одним из заслуженных космонавтов - Героем Советского Союза Викторенко В.С., на которой присутствовало около 300 учащихся, преподавателей и ветеранов. При выступлении космонавта демонстрировались кинофильмы, привезённые им из космоса.

Кстати сказать, что в своё время посетил эту школу и первый космонавт мира Ю.А.Гагарин.

Большую помощь в подборе экспонатов музея оказали ветераны воинской службы генералы В.К.Алкснис., М.Ф.Тагинцев, полковники П.Д.Сежко, В.Н.Хуторянский, В.С.Чабан и другие. Благодаря их помощи школьный музей 16 средней школы на конкурсе в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году удостоен награждения Дипломом I cтепени Российской Федерации (Решение от 1 июня 2005 г. № 50).

Музей занесён в Книгу Почёта, награждён денежной премией, а директор школы № 16 Азарова Г.П., руководитель музея Богданова З.Г. и член актива музея Лилин А.В. награждены Почётными грамотами и Почётным знаком.

Всё это конечно хорошо, но это не вечно. Придёт новый директор школы, потребуются ему помещения для каких-то нужд и все экспозиции, сделанные с таким трудом, канут в лету. Уже сейчас подошёл такой момент, что собранные экспонаты требуют для себя большего помещения, а его нет. И это сказывается на качестве экспозиции. К тому же, школьные музеи малодоступны широкой публике. Школа не имеет возможности принять массового посетителя Имеющимся на Смоленщине издательствам не мешало бы выпустить книгу, плакаты и т.д. о ветеранах Дальней Авиации, живущих на Смоленщине (которых осталось так мало), с привлечением к этой работе краеведов, деятелей науки и техники, общественные организации и т.д.

Время до юбилея пока есть. Необходимо в первую очередь найти помещение для музея. Если нет возможности дать это помещение для экспозиций ДА, подумать о создании Музея истории авиации всех видов. Одновременно с оформлением экспозиций организационному комитету по проведению юбилейных торжеств подумать, как это организовать. Ведь на территории Смоленщины имеется много достопримечательностей, связанных с авиацией: пилотажная группа “Русь”, памятники самолётов различного типа, полевые аэродромы, используемые в период ВОВ и т.д. Всё это требует своего решения, привлечения предприимчивых деловых людей, энергии энтузиастов и, естественно, финансовых средств.

Советам ветеранских организаций авиации, областному и городскому Советам ветеранов войны и труда необходимо принять самое активное участие в решении этих немаловажных вопросов.

Участник ВОВ, ветеран Дальней авиации А.В.Лилин

Смоленск, 05.03.200.

Hosted by uCoz